Модель SOSTAC Почему её выбирают те, кто уже устал от «бумажных стратегий»Выше мы привели некоторые примеры , что классическое стратегическое планирование испытывает трудности в VUCA-мире. Современная стратегия — это не строгий план, а скорее система гипотез,которая подлежит постоянной проверке и коррекции. Остается вопрос: как именно эту систему построить? Разработка стратегии компании начинается с выбора модели.Я остановился на модели SOSTAC поскольку использовал ее на практике и получил хорошие результаты в различных сферах бизнеса.Одно из ее главных достоинств, это цикличность , вы постоянно с командой проходите по кругу модели внося изменения,проверяя гипотезы и уточняя различные аспекты.Это удобно и экономит ресурсы.
Модель SOSTAC® — это не очередной теоретический фреймворк. Это операционная система для разработки, внедрения и контроля стратегии, которая превращает абстрактные цели в конкретные действия.
Её ключевое преимущество — она зашивает в ДНК стратегии постоянную валидацию и адаптацию, о которых мы говорили в выводах.
Мост над бездной«SOSTAC» создана для того, чтобы ликвидировать «стратегический разрыв» между планированием и реальностью. Она отвечает на главные боли CEO, описанные в первой части :
- Снимает «когнитивные шоры»: систематизирует анализ, заставляя смотреть на данные, а не на интуицию.
- Убивает «иллюзию контроля»: встраивает циклы обратной связи и корректировки на каждом шаге.
- Преодолевает «организационные барьеры»: переводит стратегию с языка совета директоров на язык конкретных задач для отделов.
6 шагов SOSTAC: От концепции к cash flowАкроним SOSTAC расшифровывается как 6 логических шагов к намеченной цели:
Situation Analysis (Анализ ситуации) — «Где мы сейчас?»- Суть: Всесторонний аудит текущего положения бизнеса. Не только SWOTанализ , но и глубокая аналитика по модели 5 Forces Porter (рыночная среда), PESTLE (макросреда) и CRM-данные (клиенты), конкуренты, технологии ,окружение и прочее. Определяем состояние R1 в котором мы находимся – здесь и сейчас, лучше смотреть на ситуацию в динамике за 3 года,чтобы видеть векторы движения.
- Вопрос CEO: «Какие 3 внутренних слабости и 2 внешних угла мы игнорируем, как когда-то Nokia игнорировала Android?»
- Результат: Единая картина , разделяемая всеми ключевыми сотрудниками.
Objectives (Цели) — «Куда мы хотим прийти?»- Суть: Постановка целей по SMART, но с фокусом на амбиции и ценность. Цели увязываются с миссией и видением компании. Определяем состояние R2, где мы хотим оказаться через 3, 5 или 7 лет. Где мы хотим быть и какими мы должны стать. Предельно конкретно.
- Вопрос CEO: «Если наша цель — «стать лучшими», то что мы увидим в финансовой отчетности через 3 года, а через 5? Какие конкретно показатели изменятся и как ?»
- Результат: Иерархия целей: от стратегических (рост доли рынка на 5%) до тактических (увеличить LTV на 15%).
Strategy (Стратегия) — «Как мы туда доберемся?»- Суть: Выбор пути достижения целей и минимально необходимых для этого всех видов ресурсов (это главное). Это ответ на вопрос «Как мы будем выигрывать?». Здесь работают и модели Портера (лидерство по издержкам, дифференциация, фокус) и Blue Ocean и другие.
- Вопрос CEO: «Что мы будем делать принципиально иначе, чем конкуренты, чтобы клиент выбрал именно нас?»
- Результат: Четкое ценностное предложение (UVP) и ключевые стратегические инициативы. Пошагово моделируем переход от состояния R1 к R2. Я например это делаю в обратном порядке – я в R2 ,какими ресурсами я располагаю, откуда я их взял, какими путями я смог сюда попасть? Какие риски могли встретиться на пути сюда. Очень рекомендую провести сначала с коллегами Форсайт сессию, поскольку методика помогает правильно настроиться на процесс создания.Об этом подробнее поговорим позже, в соответствующем разделе.
Tactics (Тактика) — «Какими инструментами?»- Суть: Детализация стратегии в конкретные действия и инструменты. Это уровень маркетинг-микса (4P/7P), каналов продвижения, воронок продаж.
- Вопрос CEO: «На какой единственный канал привлечения клиентов мы сделаем ставку в следующем квартале,году и как измерим его эффективность?»
- Результат: Пошаговый план конкретных действий,привлекаемых ресурсов, со сроками и зонами ответственности (например, «запустить контекстную рекламу по ключевым запросам к 1.10»). Определение необходимой для успеха корпоративной культуры компании, и пути трансформации к ней, поскольку часто от этого зависит успех.
Actions (Действия) — «Кто и что делает?»- Суть: Непосредственная реализация тактик. Это этап внедрения, исполнения и управления задачами. Здесь критически важны Agile-подходы и управление проектами (Kanban, Scrum), формирование эффективных команд, определение возможных рисков. При крупных проектов с длительным периодом,рекомендую создать «Красную команду».
- Вопрос CEO: «Как мы обеспечим, что каждый сотрудник в своем ежедневном workflow вносит вклад в общую стратегию, а не просто закрывает операционные задачи?»
- Результат: Реализованные проекты, работающие процессы, измеримые бизнес-результаты.
Control (Контроль) — «По тому ли пути мы идем?»- Суть: Самый важный и часто выпадающий этап. Мониторинг KPI, анализ отклонений, тестирование гипотез и корректировка всех предыдущих шагов на основе обратной связи.
- Вопрос CEO: «Какие 3 метрики мы будем отслеживать еженедельно, чтобы понять, что стратегия работает, и кто будет отвечать за их анализ?»
- Результат: Система раннего предупреждения об ошибках и механизм непрерывного улучшения стратегии. Мы снова проходим по всем шагам и вносим коррективы в каждый. Этим обеспечивается успех и достижение результатов. Важно определить временные шаги контроля.
Преимущества модели SOSTAC .
Критерий | SOSTAC |
Структура | Единая, циклическая, логичная |
Фокус | На всем жизненном цикле стратегии: от анализа до контроля и обратной связи |
Гибкость | Адаптивная, предусматривает постоянную корректировку (благодаря этапу Control) |
Внедрение | Встроенный мост между стратегией и тактикой (Tactics -> Actions) |
Простота | Интуитивно понятная структура, которую легко донести до всей команды |
Результат | Живой,дышащий контролируемый на каждом шаге процесс |
Итог для CEO :SOSTAC - это не о том, чтобы «заполнить еще один шаблон». Это о том, чтобы навести порядок в стратегическом процессе. Она систематизирует хаос, обеспечивает согласованность действий всех отделов, превращая стратегию из ежегодного ритуала в ежедневную практику управления. SOSTAC – замкнутый цикл создания и постоянной динамической корректировки стратегии.
Что дальше?В следующем разделе мы разберем каждый из 6 шагов на конкретном и подключим инструменты для их реализации: Business Model Canvas для анализа, OKR для постановки целей и Dashboard для контроля и другие.разберем конкретные примеры.